Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Лесной журнал», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002, ауд. 1425
Тел.: 8(8182) 21-61-18
Сайт: http://lesnoizhurnal.ru/
e-mail: forest@narfu.ru
|
Особенности эксплуатации лесовозных дорог в весенне-зимний период. С. 134–146
|
|
К.В. Ладейщиков, С.А. Чудинов
Рубрика: Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины
Скачать статью
(pdf, 2.8MB )
УДК
625.042.5
DOI:
10.37482/0536-1036-2024-4-134-146
Аннотация
Сезонные дороги не являются объектами капитального строительства. В отличие от всесезонных, они могут быть летнего и зимнего действия. При транспортном освоении лесов необходимы как всесезонные дороги с твердым покрытием, так и временные с грунтовым. Доля временных дорог составляет более 90 % от всех лесовозных дорог. Одна из основных проблем временных лесовозных дорог – неравномерная эксплуатация по сезонам, особенно летом. Сезонные дороги не имеют капитального покрытия, чаще это естественный грунт, подверженный, кроме механических воздействий, атмосферным, что наиболее проявляется в летне-осенний период. Поэтому вывоз около 80 % заготовленной древесины производится по зимним дорогам. Плотность временных дорог зависит от общей технологии ведения заготовки в определенной местности, включающей расстояние трелевки древесины и угол взаимного расположения лесных дорог. Работы по устройству дорог зимнего действия выполняются летом и зимой. Летом проводятся инженерные изыскания, определяется оптимальное направление будущей трассы, прорубается просека, готовится земляное основание, при необходимости устраиваются водопропускные сооружения. С наступлением холодов уплотняют и выравнивают грунт для ускорения его промерзания. При достаточном промерзании основания формируют снежно-ледяное покрытие. В статье рассмотрено влияние придорожных лесных насаждений на температуру воздуха около поверхности дороги, температуру почвы, блокирование солнечной радиации – факторы, которые имеют непосредственное отношение к общему сроку эксплуатации зимней дороги. Особое внимание уделено замедлению снижения прочности покрытия зимней дороги в тени от сохраненных деревьев путем выбора оптимального направления трассы. Установлено и подтверждено замедление снижения прочности покрытия лесной грунтовой дороги на участках, где деревьями блокируется солнечная радиация, т. е. в тени. Разница падения прочности до минимальной составляет 33 дня. На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости всесторонней проработки логистической стратегии организации перевозок круглых лесоматериалов по зимним дорогам.
Сведения об авторах
К.В. Ладейщиков*, аспирант; ResearcherID: IZE-1449-2023, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9643-0003
С.А. Чудинов, канд. техн. наук, доц.; ResearcherID: AEN-3285-2022, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4492-8188
Уральский государственный лесотехнический университет, ул. Сибирский тракт, д. 37, г. Екатеринбург, Россия, 620100; k1272@mail.ru*, chudinovsa@m.usfeu.ru
Ключевые слова
зимние лесовозные дороги, эксплуатация дороги, направление трассы, оттаивание, модуль упругости, инсоляция, солнечная радиация
Литература
-
Булдаков С.И., Мануковский А.Ю., Ладейщиков Н.В., Ладейщиков К.В., Тамбовцева C.И. Основные технологические операции при строительстве автомобильных дорог. Екатеринбург: УГЛТУ, 2022. 128 с.
-
Булдаков С.И., Савсюк М.В. Транспорт леса. Т. 1. Автомобильные лесовозные дороги. Екатеринбург: УГЛТУ, 2016. 97 с.
-
Еремеева Л.Э. Основы лесопромышленной логистики. Сыктывкар: СЛИ, 2014. 208 с.
-
Иванкович А.С., Ковалевский В.М., Кудрявцева А.П., Дубинин Д.А. Временные лесовозные дороги. М.: Лесн. пром-сть, 1971. 176 с.
-
Короткевич В.Н. Обзор работ по изучению микроклимата. Л.: ЦУЕГМС. Ленингр. отд., 1936. 82 с. (Тр. Гл. геофиз. обсерватории. Климатология / Центр. упр. единой гидрометеорол. службы СССР; Вып. 6, 2).
-
Лукашевич В.М. Обоснование комплектов и режимов работы лесосечных и лесотранспортных машин с учетом сезонности лесозаготовительных работ: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Петрозаводск, 2007. 18 с.
-
Лукина И.В., Максимов И.И., Деревянных Е.А., Васильева О.Г. Анализ влияния солнечной радиации на рост растений // Вестн. Чуваш. гос. аграр. ун-та. 2022. № 2(21). С. 92–100. https://doi.org/10.48612/vch/bda9-eb6e-7f75
-
Мохирев А.П., Горяева Е.В., Мохирев М.П., Ившина А.В. Планирование сроков эксплуатации зимних лесовозных дорог на основе анализа статистики климатических данных // Лесотехн. журн. 2018. Т. 8, № 2(30). С. 176–185. https://doi.org/10.12737/article_5b2406175e7765.44768086
-
Мохирев А.П., Зырянов М.А., Медведев С.О., Брагина Н.А. Анализ влияния климатических условий на начало эксплуатации летних лесовозных дорог // Успехи соврем. естествознания. 2020. № 9. С. 13–19. https://doi.org/10.17513/use.37464
-
Незавитин А.Г., Таран И.В., Бокова Т.И., Логинов С.И., Наплекова Н.Н., Осинцева Л.А., Чемерис М.С. Экологическая роль лесов в Сибири // Вестн. НГАУ. 2015. № 3(36). С. 43–53.
-
Проектирование, строительство и эксплуатация лесных дорог: метод. рекомендации / М-во стр-ва и жилищ.-коммун. хоз-ва Рос. Федерации – Федер. центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в стр-ве. М., 2018. 174 с.
-
Прокопьев Е.А., Крутских Н.В., Рязанцев П.А., Рослякова Н.А. Сбор данных для моделирования влияния климата на экономику (на примере лесозаготовок в Республике Карелия) // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2018. Т. 24, № 1. С. 273–284. https://doi.org/10.24057/2414-9179-2018-1-24-273-284
-
Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Увеличение сроков эксплуатации зимних лесовозных дорог при блокировании солнечных лучей // Состояние и перспективы развития лесного комплекса в странах СНГ: сб. ст. II Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БГТУ, 2022. С. 78–82.
-
Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Строительство зимних лесовозных дорог с увеличенным сроком эксплуатации // Научное творчество молодежи – лесному комплексу России: материалы XIX Всерос. (нац.) науч.-техн. конф. студентов и аспирантов / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, УГЛТУ. Екатеринбург: УГЛТУ, 2023. С. 702–707.
-
Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Особенности организации транспортировки лесоматериалов по зимним лесовозным дорогам // Логист. системы в глоб. экономике. 2023. № 13. С. 155–159.
-
Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Увеличение сроков эксплуатации сезонных дорог зимнего действия // Железнодорожный транспорт и технологии: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / УрГУПС. Вып. 1(249). Екатеринбург: УрГУПС, 2023. С. 118–121.
-
Borozna A.A., Skachek D.A., Naskovets M.T., Mokhov S.P., Golyakevich S.A. Industrial Approbation of Temporary Road Structures for Transport-Assisted Exploitation of Forests. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020, vol. 817, art. no. 012006. https://doi.org/10.1088/1757-899X/817/1/012006
-
Brockenbrough R.L. Highway Engineering Handbook: 3rd ed. New-York, McGraw-Hill, 2009. 885 p.
-
Dittmer M.H. Efforts to Reduce Construction Costs of Logging Roads in Muskeg and Wet Soils in Southeast Alaska. Transportation Research Record, 1987, no.1106, pp. 267–273.
-
Holzleitner F., Fritz M., Sokol W., Zott F., Kanzian C. Predicting Forest Road’s Bearing Capacity Using Smart Sensing Technology. NB NORD2020: Forest Operations for the Future, 2020, pp. 27–32.
-
Jones C.J.F.P., Glendinning S., Huntley D.T., Lamont-Blask J. Soil Consolidation and Strengthening Using Electrokinetic Geosynthetics – Concepts and Analysis. Geosynthetics. 2006, pp. 411–414.
-
Kaakkurivaara T. Innovative Methods for Measuring and Improving the Bearing Capacity of Forest Roads. Dissertationes Forestales 251, 2018. 57 p. https://doi.org/10.14214/df.251
-
Smirnov M., Andrianov Yu., Chernyakevich V. Technological Modernization of Forest Roads Construction in Russia. Journal of Applied Engineering Science, 2018, vol. 16, iss. 3, pp. 328–332. https://doi.org/10.5937/jaes16-17071
-
Varol T., Ozel H.B., Ertugrul M., Emir T., Tunay M., Cetin M., Sevik H. Prediction of Soil-Bearing Capacity on Forest Roads by Statistical Approaches. Environmental Monitoring and Assessment, 2021, vol. 193, art. no. 527. https://doi.org/10.1007/s10661-021-09335-0
|
|