Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Лесной журнал», наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002, ауд. 1425

Тел.: +7 (8182) 21-61-18
Сайт: http://lesnoizhurnal.ru/ 
e-mail: forest@narfu.ru

о журнале

Особенности эксплуатации лесовозных дорог в весенне-зимний период. С. 134–146

Версия для печати

К.В. Ладейщиков, С.А. Чудинов

Рубрика: Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины

Скачать статью (pdf, 2.8MB )

УДК

625.042.5

DOI:

10.37482/0536-1036-2024-4-134-146

Аннотация

Сезонные дороги не являются объектами капитального строительства. В отличие от всесезонных, они могут быть летнего и зимнего действия. При транспортном освоении лесов необходимы как всесезонные дороги с твердым покрытием, так и временные с грунтовым. Доля временных дорог составляет более 90 % от всех лесовозных дорог. Одна из основных проблем временных лесовозных дорог – неравномерная эксплуатация по сезонам, особенно летом. Сезонные дороги не имеют капитального покрытия, чаще это естественный грунт, подверженный, кроме механических воздействий, атмосферным, что наиболее проявляется в летне-осенний период. Поэтому вывоз около 80 % заготовленной древесины производится по зимним дорогам. Плотность временных дорог зависит от общей технологии ведения заготовки в определенной местности, включающей расстояние трелевки древесины и угол взаимного расположения лесных дорог. Работы по устройству дорог зимнего действия выполняются летом и зимой. Летом проводятся инженерные изыскания, определяется оптимальное направление будущей трассы, прорубается просека, готовится земляное основание, при необходимости устраиваются водопропускные сооружения. С наступлением холодов уплотняют и выравнивают грунт для ускорения его промерзания. При достаточном промерзании основания формируют снежно-ледяное покрытие. В статье рассмотрено влияние придорожных лесных насаждений на температуру воздуха около поверхности дороги, температуру почвы, блокирование солнечной радиации – факторы, которые имеют непосредственное отношение к общему сроку эксплуатации зимней дороги. Особое внимание уделено замедлению снижения прочности покрытия зимней дороги в тени от сохраненных деревьев путем выбора оптимального направления трассы. Установлено и подтверждено замедление снижения прочности покрытия лесной грунтовой дороги на участках, где деревьями блокируется солнечная радиация, т. е. в тени. Разница падения прочности до минимальной составляет 33 дня. На основании результатов исследования сделан вывод о необходимости всесторонней проработки логистической стратегии организации перевозок круглых лесоматериалов по зимним дорогам.

Сведения об авторах

К.В. Ладейщиков*, аспирант; ResearcherID: IZE-1449-2023, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9643-0003
С.А. Чудинов, канд. техн. наук, доц.; ResearcherID: AEN-3285-2022, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4492-8188
Уральский государственный лесотехнический университет, ул. Сибирский тракт, д. 37, г. Екатеринбург, Россия, 620100; k1272@mail.ru*, chudinovsa@m.usfeu.ru

Ключевые слова

зимние лесовозные дороги, эксплуатация дороги, направление трассы, оттаивание, модуль упругости, инсоляция, солнечная радиация

Для цитирования

Ладейщиков К.В., Чудинов С.А. Особенности эксплуатации лесовозных дорог в весенне-зимний период // Изв. вузов. Лесн. журн. 2024. № 4. С. 134–146. https://doi.org/10.37482/0536-1036-2024-4-134-146

Литература

  1. Булдаков С.И., Мануковский А.Ю., Ладейщиков Н.В., Ладейщиков К.В., Тамбовцева C.И. Основные технологические операции при строительстве автомобильных дорог. Екатеринбург: УГЛТУ, 2022. 128 с. 

  2. Булдаков С.И., Савсюк М.В. Транспорт леса. Т. 1. Автомобильные лесовозные дороги. Екатеринбург: УГЛТУ, 2016. 97 с. 

  3. Еремеева Л.Э. Основы лесопромышленной логистики. Сыктывкар: СЛИ, 2014. 208 с. 

  4. Иванкович А.С., Ковалевский В.М., Кудрявцева А.П., Дубинин Д.А. Временные лесовозные дороги. М.: Лесн. пром-сть, 1971. 176 с. 

  5. Короткевич В.Н. Обзор работ по изучению микроклимата. Л.: ЦУЕГМС. Ленингр. отд., 1936. 82 с. (Тр. Гл. геофиз. обсерватории. Климатология / Центр. упр. единой гидрометеорол. службы СССР; Вып. 6, 2). 

  6. Лукашевич В.М. Обоснование комплектов и режимов работы лесосечных и лесотранспортных машин с учетом сезонности лесозаготовительных работ: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Петрозаводск, 2007. 18 с. 

  7. Лукина И.В., Максимов И.И., Деревянных Е.А., Васильева О.Г. Анализ влияния солнечной радиации на рост растений // Вестн. Чуваш. гос. аграр. ун-та. 2022. № 2(21). С. 92–100. https://doi.org/10.48612/vch/bda9-eb6e-7f75

  8. Мохирев А.П., Горяева Е.В., Мохирев М.П., Ившина А.В. Планирование сроков эксплуатации зимних лесовозных дорог на основе анализа статистики климатических данных // Лесотехн. журн. 2018. Т. 8, № 2(30). С. 176–185. https://doi.org/10.12737/article_5b2406175e7765.44768086

  9. Мохирев А.П., Зырянов М.А., Медведев С.О., Брагина Н.А. Анализ влияния климатических условий на начало эксплуатации летних лесовозных дорог // Успехи соврем. естествознания. 2020. № 9. С. 13–19. https://doi.org/10.17513/use.37464

  10. Незавитин А.Г., Таран И.В., Бокова Т.И., Логинов С.И., Наплекова Н.Н., Осинцева Л.А., Чемерис М.С. Экологическая роль лесов в Сибири // Вестн. НГАУ. 2015. № 3(36). С. 43–53. 

  11. Проектирование, строительство и эксплуатация лесных дорог: метод. рекомендации / М-во стр-ва и жилищ.-коммун. хоз-ва Рос. Федерации – Федер. центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в стр-ве. М., 2018. 174 с. 

  12. Прокопьев Е.А., Крутских Н.В., Рязанцев П.А., Рослякова Н.А. Сбор данных для моделирования влияния климата на экономику (на примере лесозаготовок в Республике Карелия) // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2018. Т. 24, № 1. С. 273–284. https://doi.org/10.24057/2414-9179-2018-1-24-273-284

  13. Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Увеличение сроков эксплуатации зимних лесовозных дорог при блокировании солнечных лучей // Состояние и перспективы развития лесного комплекса в странах СНГ: сб. ст. II Междунар. науч.-техн. конф. Минск: БГТУ, 2022. С. 78–82. 

  14. Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Строительство зимних лесовозных дорог с увеличенным сроком эксплуатации // Научное творчество молодежи – лесному комплексу России: материалы XIX Всерос. (нац.) науч.-техн. конф. студентов и аспирантов / М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, УГЛТУ. Екатеринбург: УГЛТУ, 2023. С. 702–707. 

  15. Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Особенности организации транспортировки лесоматериалов по зимним лесовозным дорогам // Логист. системы в глоб. экономике. 2023. № 13. С. 155–159. 

  16. Чудинов С.А., Ладейщиков К.В. Увеличение сроков эксплуатации сезонных дорог зимнего действия // Железнодорожный транспорт и технологии: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / УрГУПС. Вып. 1(249). Екатеринбург: УрГУПС, 2023. С. 118–121. 

  17. Borozna A.A., Skachek D.A., Naskovets M.T., Mokhov S.P., Golyakevich S.A. Industrial Approbation of Temporary Road Structures for Transport-Assisted Exploitation of Forests. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020, vol. 817, art. no. 012006. https://doi.org/10.1088/1757-899X/817/1/012006

  18. Brockenbrough R.L. Highway Engineering Handbook: 3rd ed. New-York, McGraw-Hill, 2009. 885 p.

  19. Dittmer M.H. Efforts to Reduce Construction Costs of Logging Roads in Muskeg and Wet Soils in Southeast Alaska. Transportation Research Record, 1987, no.1106, pp. 267–273.

  20. Holzleitner F., Fritz M., Sokol W., Zott F., Kanzian C. Predicting Forest Road’s Bearing Capacity Using Smart Sensing Technology. NB NORD2020: Forest Operations for the Future, 2020, pp. 27–32.

  21. Jones C.J.F.P., Glendinning S., Huntley D.T., Lamont-Blask J. Soil Consolidation and Strengthening Using Electrokinetic Geosynthetics – Concepts and Analysis. Geosynthetics. 2006, pp. 411–414.

  22. Kaakkurivaara T. Innovative Methods for Measuring and Improving the Bearing Capacity of Forest Roads. Dissertationes Forestales 251, 2018. 57 p. https://doi.org/10.14214/df.251

  23. Smirnov M., Andrianov Yu., Chernyakevich V. Technological Modernization of Forest Roads Construction in Russia. Journal of Applied Engineering Science, 2018, vol. 16, iss. 3, pp. 328–332. https://doi.org/10.5937/jaes16-17071

  24. Varol T., Ozel H.B., Ertugrul M., Emir T., Tunay M., Cetin M., Sevik H. Prediction of Soil-Bearing Capacity on Forest Roads by Statistical Approaches. Environmental Monitoring and Assessment, 2021, vol. 193, art. no. 527. https://doi.org/10.1007/s10661-021-09335-0





Электронная подача статей



ADP_cert_2024.png Журнал награжден «Знаком признания активного поставщика данных 2024 года»

ИНДЕКСИРУЕТСЯ В: 

scopus.jpg

DOAJ_logo-colour.png

logotype.png

Логотип.png