Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Лесной журнал», наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002, ауд. 1425
Тел.: +7 (8182) 21-61-18 о журнале |
В.Г. Козлов, А.В. Скрыпников, Е.В. Чернышова, Е.В. Чирков, С.А. Поставничий, Р.В. Могутнов Рубрика: Лесоэксплуатация Скачать статью (pdf, 0.4MB )УДК634.0.383(083.9)DOI:10.17238/issn0536-1036.2018.6.117АннотацияНаучные основы проектирования лесовозных автомобильных дорог, заложенные в трудах ведущих ученых в области обеспечения их транспортно-эксплуатационных характеристик, базируются на теории автомобиля. На начальном этапе требования к элементам плана и профиля определялись из условия обеспечения движения одиночного автомобиля, по динамическим характеристикам и динамической устойчивости на отдельных участках дорог, т. е. из условия взаимодействия системы «автомобиль– дорога». С увеличением количества автомобилей на дорогах появилась необходимость обеспечить пропуск транспортных потоков различной интенсивности, для чего потребовалось изучить взаимодействие системы «дорожные условия–транспортные дороги». Исследованиям этих проблем посвящены работы А.К. Бирули, В.Ф. Бабкова, Е.В. Кондрашова, В.В. Сильянова и др., которые создали основы теории движения транспортных потоков в различных дорожных условиях. Применение теорий вероятности и массового обслуживания к изучению процессов движения в работах Я.А. Калужского, В.В. Сильянова, И.В. Бегма, В.М. Кислякова и Д. Дрю существенно углубило понимание закономерностей движения транспортных потоков и управления ими. В связи с увеличением динамичности автомобилей и совершенствованием дорог возросли и скорости движения, что повысило роль водителя в выборе оптимальных режимов и обеспечении безопасности. Следовательно, один из перспективных путей повышения эффективности работы лесовозного автомобильного транспорта – изучение взаимодействия системы «водитель–условия движения». Выполненные исследования показывают, что поскольку главным звеном в процессе взаимодействия комплекса «водитель–автомобиль–дорога–среда» является водитель, требования к параметрам дорог должны исходить из создания наиболее благоприятных условий для его работы. С учетом этих требований должны разрабатываться и методы ландшафтного и пространственного проектирования лесовозных автомобильных дорог. В настоящий момент отсутствуют требования к допускаемым изменениям транспортно-эксплуатационных качеств дорог в зависимости от природно-климатических и погодных условий и методы оценки их влияния на режим и безопасность движения. Это не позволяет оценивать как качество проектов, так и эффективность деятельности дорожно-эксплуатационной службы по обеспечению удобства и безопасности движения на дороге.Сведения об авторахВ.Г. Козлов, д-р техн. наукА.В. Скрыпников, д-р техн. наук, проф. Е.В. Чернышова, канд. техн. наук Е.В. Чирков, экстерн С.А. Поставничий, экстерн Р.В. Могутнов, экстерн Воронежский государственный университет инженерных технологий, просп. Революции, д. 19, г. Воронеж, Россия, 394036; e-mail: vya-kozlov@yandex.ru, skrypnikovvsafe@mail.ru, elenabok@mail.ru, e_v_chircov@mail.ru, r-mogutnov@mail.ru Ключевые словалесовозные автомобильные дороги, эксплуатационные характеристики, проектирование дорог, информационное обеспечениеДля цитированияКозлов В.Г., Скрыпников А.В., Чернышова Е.В., Чирков Е.В., С.А. Поставничий, Могутнов Р.В. Теоретические основы и методы математического моделирования лесовозных автомобильных дорог // Лесн. журн. 2018. № 6. С. 117– 127. (Изв. высш. учеб. заведений). DOI: 10.17238/issn0536-1036.2018.6.117Литература1. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1993. 271 с.2. Бируля А.К. Эксплуатация автомобильных дорог: учеб. М.: Транспорт, 1966. 326 с. 3. Дрю Д. Теория транспортных потоков и управление ими. М.: Транспорт, 2012. 424 с. 4. Иванов В.Н., Ерохов В.Н. Влияние параметров автомобильных дорог на расход топлива // Автомобильные дороги. 2014. № 8. С. 10–13. 5. Калужский Я.А., Бегма И.В., Кисляков В.М., Филиппов В.В. Применение теории массового обслуживания в проектировании автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1969. 136 с. 6. Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В. Совершенствование организации дорожного движения в транспортных системах лесного комплекса // Системы управления и информационные технологии. 2008. № 3.2(33). С. 272–275. 7. Сильянов В.В., Ситников Ю.М. Расчет скоростей движения при проектировании автомобильных дорог // Тр. МАДИ. 1974. Вып. 72. С. 47–66. 8. Скрыпников А.В., Кондрашова Е.В., Скворцова Т.В., Чистяков А.Г. Моделирование поведения водителя при управлении автотранспортным средством // Вестн. ВГУИТ. 2015. № 1(63). С. 97–104. 9. Скрыпников А.В., Козлов В.Г., Скворцова Т.В., Арутюнян А.Ю. Автоматизированное проектирование лесовозной дороги // Автоматизация. Современные технологии. 2016. № 6. С. 38–41. 10. Скрыпников А.В., Котляров Р.Н. Теоретическое обоснование условий безопасности движения лесовозных автопоездов в автомобильных потоках // Лесотехн. журн. 2011. № 2. С. 41–44. 11. Скрыпников А.В., Котляров Р.Н., Морозов П.И. Проектирование и планирование обустройства лесовозных автомобильных дорог // Лесотехн. журн. 2011. № 2. С. 36–41. 12. Скрыпников А.В., Умаров М.М., Арутюнян А.Ю., Чернышова Е.В. Анализ методов оценки надежности сложных технических комплексов // Системный анализ и моделирование процессов управления качеством в инновационном развитии агропромышленного комплекса: материалы междунар. науч.-практ. конф., Воронеж, 08–09 апр. 2015 г. Воронеж: ВГУИТ, 2015. С. 76–81. 13. Скрыпников А.В., Чернышова Е.В., Микова Е.Ю., Логойда В.С. Выбор критерия принятия решений при управлении информационным обеспечением автомобильного транспорта // Автоматизация. Современные технологии. 2017. Т. 71, № 10. С. 476–478. 14. Хомяк Я.В. Проектирование сетей автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. 207 с. 15. Чернышова Е.В. Алгоритм решения задачи оптимального трассирования лесовозной автомобильной дороги на неоднородной местности // Вестн. ВГУИТ. 2017. Т. 79, № 2(72). С. 113–120. 16. Чернышова Е.В. Методы формирования цифровой модели местности при трассировании лесовозных автомобильных дорог // Системы. Методы. Технологии. 2017. № 3(35). С. 143–148. 17. Skrypnikov A., Dorokhin S., Kozlov V.G., Chernyshova E.V. Mathematical Model of the Statistical Identification of Car Transport Informational Provision // ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences. 2017. Vol. 12, no. 2. Pp. 511–515. Режим доступа: http://www.arpnjournals.org/jeas/research_papers/rp_2017/jeas_0117_5647.pdf (дата обращения: 01.02.2017). 18. Ptitsyn P.S., Radko D.V., Skrypnikov A.V. Analysis of Security Identity and Access Management Systems // International Journal of Control Theory and Applications. 2016. Vol. 9, no. 1. Pp. 105–117. 19. Ptitsyn P.S., Radko D.V., Skrypnikov A.V. Development of the Method for the Integration of Mobile Applications and Corporate Information Systems // Journal of Digital Information Management. 2016. Vol. 14, iss. 5. Pp. 322–332. Режим доступа: http://dline.info/fpaper/jdim/v14i5/jdimv14i5_5.pdf (дата обращения: 01.11.2016). Поступила 25.06.18 Ссылка на английскую версию:Theoretical Foundations and Methods of Mathematical Modeling of Forestry Roads
UDC 634.0.383(083.9) DOI: 10.17238/issn0536-1036.2018.6.117 Theoretical Foundations and Methods of Mathematical Modeling of Forestry Roads G.V. Kozlov, Doctor of Engineering Sciences A.V. Skrypnikov, Doctor of Engineering Sciences, Professor E.V. Chernyshova, Candidate of Engineering Sciences E.V. Chirkov, External Student S.A. Postavnichiy, External Student R.V. Mogutnov, External Student Voronezh State University of Engineering Technologies, prosp. Revolyutsii, 19, Voronezh, 394036, Russian Federation; e-mail: vya-kozlov@yandex.ru, skrypnikovvsafe@mail.ru, elenabok@mail.ru, e_v_chircov@mail.ru, r-mogutnov@mail.ru Scientific basis of forestry roads design laid down in the works of the leading scientists in the sphere of support of their transportation and operational parameters is based on the automobile theory. At the initial stage the requirements for plan and profile parts were determined by the condition of movement of a single car according to dynamic characteristics and dynamic stability on the certain road sections, i.e. by the condition of “car – road” system interaction. A necessity to ensure the traffic flow of varying intensity emerged with the increase of cars on roads. That required studying of “road conditions – transport roads” system interaction. These issues were studied in the papers of such scientists as A.K. Biruli, V.F. Babkov, E.V. Kondrashov, V.V. Sil’yanova and others, who created the fundamentals of the traffic flows theory under varying road conditions. Application of the theories of probability and queueing to the study of movement processes in the papers of Ya.A. Kaluzhskiy, V.V. Sil’yanov, I.V. Begma, V.M. Kislyakov and D. Dryu had significantly deepened the understanding of regularities of traffic flows and their management. Traffic speeds had increased due to the increase of acceleration capacity of cars and improvement of roads that enhanced the driver’s role in choosing the optimal modes and ensuring traffic safety. Consequently, one of the most promising ways to improve the efficiency of forestry road transport is the study of “driver – traffic conditions” system interaction. The research shows that the requirements for the road parameters must be based on creation of the most favorable conditions for the driver's work since the key link in “driver – car – road – environment” system interaction is a driver. Methods of landscape and spatial design of forestry roads must be developed due to these requirements. Currently, there are no requirements for assumed changes in transportation and operational parameters of roads depending on the climatic and weather conditions and methods for assessment of their influence on the traffic mode and safety. This does not allow evaluating of projects quality and efficiency of road service activities for ensuring of traffic convenience and safety on road. Keywords: forestry roads, operation parameters, road design, information support. REFERENCES 1. Babkov V.F. Dorozhnyye usloviya i bezopasnost’ dvizheniya: ucheb. dlya vuzov [Road Conditions and Traffic Safety: Textbook for Universities]. Moscow, Transport Publ., 1993. 271 p. (In Russ.)2. Birulya A.K. Ekspluatatsiya avtomobil’nykh dorog: ucheb. [Road Operation: Textbook]. Moscow, Transport Publ., 1966. 326 p. (In Russ.) 3. Dryu D. Teoriya transportnykh potokov i upravleniye imi [Theory of Traffic Flows and Their Management]. Moscow, Transport Publ., 2012. 424 p. (In Russ.) 4. Ivanov V.N., Erokhov V.N. Vliyaniye parametrov avtomobil’nykh dorog na raskhod topliva [Influence of Highways Parameters on Fuel Consumption]. Avtomobil’nyye dorogi, 2014, no. 8, pp. 10–13. 5. Kaluzhskiy Ya.A., Begma I.V., Kislyakov V.M., Filippov V.V. Primeneniye teorii massovogo obsluzhivaniya v proyektirovanii avtomobil’nykh dorog [Application of Queueing Theory in Road Design]. Moscow, Transport Publ., 1969. 136 p. (In Russ.) 6. Kondrashova E.V., Skvortsova T.V. Sovershenstvovaniye organizatsii dorozhnogo dvizheniya v transportnykh sistemakh lesnogo kompleksa [Improving of Traffic Management in Transport Systems of Forest Complex]. Sistemy upravleniya i informatsionnyye tekhnologii, 2008, no. 3.2(33), pp. 272–275. 7. Sil’yanov V.V., Sitnikov Yu.M. Raschet skorostey dvizheniya pri proyektirovanii avtomobil’nykh dorog [Calculation of Driving Speed in Road Design]. Tr. MADI [Academic Papers of Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)]. 1974, iss. 72, pp. 47–66. 8. Skrypnikov A.V., Kondrashova E.V., Skvortsova T.V., Chistyakov A.G. Modelirovaniye povedeniya voditelya pri upravlenii avtotransportnym sredstvom [Modeling of Driver’s Behavior in Driving a Vehicle]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2015, no. 1(63), pp. 97–104. 9. Skrypnikov A.V., Kozlov V.G., Skvortsova T.V., Arutyunyan A.Yu. Avtomatizirovannoye proyektirovaniye lesovoznoy dorogi [Automated Design Engineering of a Forestry Road]. Avtomatizatsiya. Sovremennyye tekhnologii [Automation. Modern Technology], 2016, no. 6, pp. 38–41. 10. Skrypnikov A.V., Kotlyarov R.N. Teoreticheskoye obosnovaniye usloviy bezopasnosti dvizheniya lesovoznykh avtopoyezdov v avtomobil’nykh potokakh [Theoretical Justification of Safety Conditions for Traffic of Logging Truck in Automobile Flows]. Lesotekhnicheskiy zhurnal [Forestry Engineering Journal], 2011, no. 2, pp. 41–44. 11. Skrypnikov A.V., Kotlyarov R.N., Morozov P.I. Proyektirovaniye i planirovaniye obustroystva lesovoznykh avtomobil’nykh dorog [Designing and Planning of Construction of Forestry Roads]. Lesotekhnicheskiy zhurnal [Forestry Engineering Journal], 2011, no. 2, pp. 36–41. 12. Skrypnikov A.V., Umarov M.M., Arutyunyan A.Yu., Chernyshova E.V. Analiz metodov otsenki nadezhnosti slozhnykh tekhnicheskikh kompleksov [Analysis of Methods for Reliability Assessment of Complex Engineering Complexes]. Sistemnyy analiz i modelirovaniye protsessov upravleniya kachestvom v innovatsionnom razvitii agropromyshlennogo kompleksa: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Voronezh, 08–09 apr. 2015 g. [System Analysis and Modeling of Quality Management Processes in Innovative Development of Agroindustrial Complex: Proceedings of Int. Sci.-Pract. Conf., Voronezh, April 08– 09, 2015]. Voronezh, VSUET Publ., 2015, pp. 76–81. 13. Skrypnikov A.V., Chernyshova E.V., Mikova E.Yu., Logoyda V.S. Vybor kriteriya prinyatiya resheniy pri upravlenii informatsionnym obespecheniyem avtomobil’nogo transporta [Criterion Selection for Decision Making in Information Support Management of Automonile Transport]. Avtomatizatsiya. Sovremennyye tekhnologii [Automation. Modern Technology], 2017, vol. 71, no. 10, pp. 476–478. 14. Khomyak Ya.V. Proyektirovaniye setey avtomobil’nykh dorog [Network Design of Automobile Roads]. Moscow, Transport Publ., 1983. 207 p. (In Russ.) 15. Chernyshova E.V. Algoritm resheniya zadachi optimal’nogo trassirovaniya lesovoznoy avtomobil’noy dorogi na neodnorodnoy mestnosti [Solution Algorithm of Optimal Forestry Road Setting out on a Heterogenic Terrain]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy [Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies], 2017, vol. 79, no. 2(72), p. 113–120. 16. Chernyshova E.V. Metody formirovaniya tsifrovoy modeli mestnosti pri trassirovanii lesovoznykh avtomobil’nykh dorog [Methods of Formation of a Digital Terrain Model for Forestry Road Setting out]. Sistemy. Metody. Tekhnologii [Systems. Methods. Technologies], 2017, no. 3(35), pp. 143–148. 17. Skrypnikov A., Dorokhin S., Kozlov V.G., Chernyshova E.V. Mathematical Model of the Statistical Identification of Car Transport Informational Provision. ARPN Journal of Engineering and Applied Sciences, 2017, vol. 12, no. 2, p. 511–515. Available at: http://www.arpnjournals.org/jeas/research_papers/rp_2017/jeas_0117_5647.pdf (accessed 01.02.2017). 18. Ptitsyn P.S., Radko D.V., Skrypnikov A.V. Analysis of Security Identity and Access Management Systems. International Journal of Control Theory and Applications, 2016, vol. 9, no. 1, pp. 105–117. 19. Ptitsyn P.S., Radko D.V., Skrypnikov A.V. Development of the Method for the Integration of Mobile Applications and Corporate Information Systems. Journal of Digital Information Management, 2016, vol. 14, iss. 5, pp. 322–332. Available at: http://dline.info/fpaper/jdim/v14i5/jdimv14i5_5.pdf (accessed 01.11.2016). Received on June 25, 2018
For citation: Kozlov G.V., Skrypnikov A.V., Chernyshova E.V., Chirkov E.V., Postavnichiy S.A, Mogutnov R.V. Theoretical Foundations and Methods of Mathematical Modeling of Forestry Roads. Lesnoy Zhurnal [Forestry Journal], 2018, no. 6, pp. 117–127. DOI: 10.17238/issn0536-1036.2018.6.117 |
Электронная подача статей
Журнал награжден «Знаком признания активного поставщика данных 2024 года» ИНДЕКСИРУЕТСЯ В:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|