Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Лесной журнал», наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 163002, ауд. 1425
Тел.: +7 (8182) 21-61-18 о журнале |
П.Н. Перфильев Рубрика: Лесоэксплуатация Скачать статью (pdf, 0.7MB )УДК634.0.378.33DOI:10.17238/issn0536-1036.2018.2.77АннотацияВ Российской Федерации, по оценке Организации Объединенных Наций, покрытая лесом площадь составляет 8,5 млн км². Благодаря имеющимся запасам лесных ресурсов значительное развитие получили предприятия лесопромышленного комплекса. В условиях современной конкурентной экономики лесопромышленные предприятия в целях дальнейшего развития вынуждены поддерживать инвестиционную активность на высоком уровне, оптимизировать технологические процессы и модернизировать производственное оборудование. В статье проанализированы инвестиционные проекты крупнейших предприятий лесной промышленности Архангельской области (АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат», ЗАО «Лесозавод 25»), рассмотрены факторы снижения себестоимости сырья для перерабатывающих предприятий лесного комплекса, приведены сравнение видов транспортировки круглых лесоматериалов, динамика поставок лесоматериалов на примере предприятий Архангельской области. В настоящее время расчетная лесосека в области составляет чуть более 20 млн м3, объемы лесозаготовок – половину от нее. Основной причиной этого является недостаточная развитость дорожной сети для вывозки заготовленной древесины, поэтому выделяемый лесосечный фонд расположен географически неравномерно и тяготеет к местам, где имеются лесовозные дороги. Дорожную сеть необходимо расширять, но в современных экономических условиях сделать это крайне сложно. Предлагается развивать транспортировку лесоматериалов по естественным транспортным артериям – рекам. Наиболее экономически целесообразен сплав в лесотранспортных единицах. Отмечается, что для лесосплава практически не используются малые и средние реки ввиду малых габаритов лесосплавного хода. Для того, чтобы включить их в логистику транспортных процессов необходимо модернизировать существующие технологии сплотки круглых лесоматериалов. Нами проанализированы современные разработки конструкций сплоточных единиц, пригодных для сплава в условиях ограниченных габаритов лесосплавного хода, рассмотрены основные научные разработки для определения гидродинамических и инерционных характеристик сплоточных и лесотранспортных единиц, приведены результаты математического планирования и классического исследования гидродинамических характеристик линеек из плоских сплоточных единиц.Сведения об авторахП.Н. Перфильев, канд. техн. наукСеверный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск, Россия, 630021; е-mail: p.perfilev@narfu.ru Ключевые словаинвестиции, плотовой лесосплав, осадка лесосплавной единицы, плоская сплоточная единица, эксперимент, гидродинамическое сопротивление, коэффициент сопротивления, технология сплаваДля цитированияПерфильев П.Н. Исследование оптимальных методов сплотки круглых лесоматериалов // Лесн. журн. 2018. № 2. С. 77–87. (Изв. высш. учеб. заведений). DOI: 10.17238/issn0536-1036.2018.2.77Литература1. Будыка С.Х., Манухин Г.А., Пименов А.Н. Водный транспорт леса и механизация лесосплавных работ. Минск: Вышэйш. шк., 1970. 439 с.2. Водный транспорт леса: справ. / сост.: Е.Н. Гаврилова, А.А. Гоник, И.П. Донской, Г.А. Жуков, М.П. Лазарев, С.И. Нефедов, Я.П. Петров, В.В. Савельев, С.С. Филимонов, Г.Ф. Шульц. М.: Гослесбумиздат, 1963. 561 с. 3. Камусин А.А., Дмитриев Ю.Я., Минаев А.Н., Овчинников М.М., Патякин В.И., Пименов А.Н., Полищук В.П. Водный транспорт леса. М.: МГУЛ, 2000. 432 с. 4. Костюков А.А. Сопротивление воды движению судов. Л.: Судостроение, 1966. 448 с. 5. Митрофанов А.А. Лесосплав. Новые технологии, научное и техническое обеспечение: моногр. Архангельск: АГТУ, 2007. 492 с. 6. Павленко Г.Е. Сопротивление воды движению судов. М.: Водтрансиздат, 1953. 507 с. 7. Пат. 2166467 Российская Федерация, В 63 В 35/62. Плоская сплоточная единица / Митрофанов А.А. Опубл. 10.05.01, Бюл. № 13. 8. Пат. 2187442 Российская Федерация, В 63 В 35/62. Плоская сплоточная единица / Митрофанов А.А., Воробьев В.В., Лихачев С.Е., Соконов М.О. Опубл. 20.08.02, Бюл. № 23. 9. Пат. 2456200 Российская Федерация, B 63 B 35/62. Сплоточная единица / Васильев В.В.. 2012. Режим доступа: http://www.freepatents/2456200 (дата обращения: 28.08.2017). 10. Патякин В.И., Дмитриев Ю.Я., Зайцев А.А. Водный транспорт леса. М.: Лесн. пром-сть, 1985. 336 с. 11. Перфильев П.Н. Математические методы планирования экспериментов сплава современных лесотранспортных единиц // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. 2015. № 2, ч. 2(13–2). С. 280–284. 12. Перфильев П.Н. Оценка экономической эффективности инновационной деятельности промышленных предприятий // Сб. науч. ст. междунар. молодеж. науч.-практ. конф. «Реальность – сумма информационных технологий», Курск, 08–10 сент. 2016 г. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т, 2016. С. 183–185. 13. Перфильев П.Н., Рыбак Г.В. Инвестиционная деятельность предприятия ОАО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» // Novainfo. 2016. Т. 1, № 55. С. 279–281. 14. Перфильев П.Н., Штаборов Д.А. Оптимизация технологий лесосплава по малым рекам // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. 2014. № 3, ч. 4(8–4). С. 235–239. 15. Подготовка к лесосплаву и транспорт леса в плотах: сб. тр. ЦНИИлесосплава. М.: Лесн. пром-сть, 1980. 118 с. 16. Подготовка к лесосплаву и транспорт леса в плотах и судах: сб. тр. ЦНИИлесосплава. М.: Лесн. пром-сть, 1984. 102 с. 17. Посыпанов С.В. Исследование геометрических характеристик плавающей двухъярусной пакетной сплоточной единицы // Изв. СПбЛТА, 2016. Вып. 215. С. 176–191. 18. Рапинчук С.Ф. Исследование некоторых вопросов сопротивления воды движению плотов: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Минск, 1973. 31 с. 19. Суров Г.Я., Штаборов Д.А., Перфильев П.Н. Водный транспорт леса: речные плоты. Архангельск: САФУ, 2015. 1 электрон. опт. диск. 20. Фролов В.В. Сопротивление движению бревен под водой // Вопросы лесозаготовок и транспорта леса: сб. науч. тр. Минск: Вышэйш. шк., 1967. С. 132–140. 21. Худоногов В.Н. Гидродинамическое взаимодействие плотов и внешней среды. Красноярск: Краснояр. кн. изд-во, 1966. 225 с. 22. Чекалкин К.А. Исследования гидродинамических характеристик бревенных пучков при поступательном движении: тр. АГТУ. Вып. XIX «Лесоэксплуатация». Архангельск, 1967. С. 86–96. 23. Derbin V., Derbin M. Monitoring of Forest Certification on the Example of the Enterprises LLC Solombalales Managing Company // 16th Intern. Multidisciplinary Sci. GeoConf. (SGEM 2016). Albena, Bulgaria, 30 June – 6 July 2016. Albena, Bulgaria, 2016. Book 3, vol. 2, part A. Pp. 571‒580. Available at: https://sgemworld.at/sgemlib/ spip.php?article8271. (дата обращения: 28.08.2017). Doi: 10.5593/sgem2016/b32/s14.046 24. Derbin V., Derbin M. On the Feasibility of Voluntary Forest Certification // 16th Intern. Multidisciplinary Sci. GeoConf. (SGEM 2016). Albena, Bulgaria, 30 June – 6 July 2016. Albena, Bulgaria, 2016. Book 3, vol. 2, part A. Pp. 589‒594. Available at: https://sgemworld.at/sgemlib/spip.php?article8273 (дата обращения: 28.08.2017). Doi: 10.5593/sgem2016/b32/s14.046 Поступила 27.09.17 Ссылка на английскую версию:Study of Optimal Bundling Methods of Round Timber
UDC 674.092 DOI: 10.17238/issn0536-1036.2018.2.77 Study of Optimal Bundling Methods of Round Timber P.N. Perfil'ev, Candidate of Engineering Sciences Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Naberezhnaya Severnoy Dviny, 17, Arkhangelsk, 163021, Russian Federation; е-mail: p.perfilev@narfu.ru According to the estimation of the United Nations, the forested area in the Russian Federation is 8.5 million km2. Due to the available sufficient reserves of forest resources, the enterprises of the timber industry have been significantly developed. In the conditions of modern competitive economy, the timber industry enterprises for the purpose of their further development are forced to maintain the investment activity at a high level, to optimize technological processes and to modernize the production equipment. The article analyzes the investment projects of the largest enterprises of the forest industry of the Arkhangelsk region (AO “Arkhangelsk pulp and paper mill”, ZAO “Sawmill 25”). The factors of cost reduction of raw materials for processing enterprises of the forest complex, a comparison of the types of transportation of round timber and the dynamics of timber supply on the example of enterprises of the Arkhangelsk region are considered. Currently, the estimated cutting area in the Arkhangelsk region is just over 20 mln m3. The volume of logging is only half of the allowable cut. The main reason is the insufficient development of the road network necessary for the export of harvested wood. This has led to the fact that the allocated timber-cutting fund is geographically uneven and tends to places with timber roads. The road network needs to be expanded that is extremely difficult in modern economic conditions. The author proposes to develop the river timber transportation. The most economically feasible method is the raft of forest transport units. Currently, small and medium-sized rivers are hardly used due to small dimensions of a floating route. In order to integrate them into the logistics of transport processes, it is necessary to modernize the existing technologies of round wood bundling. The article analyzes the modern development of structures of float units suitable for rafting in limited dimensions of a floating route, considers the main scientific research results to determine the hydrodynamic and inertial characteristics of rafting and forest transport units, presents the results of mathematical planning and classical study of hydrodynamic characteristics of flat rafts. Keywords: investment, rafting, rafting sinkage, flat raft, experiment, flow resistance, drag coefficient, floating technology. REFERENCES 1. Budyka S.Kh., Manukhin G.A., Pimenov A.N. Vodnyy transport lesa i mekhanizatsiya lesosplavnykh rabot [Water Log Movement and Mechanization of Logging Operations]. Minsk, Vysheyshaya shkola Publ., 1970. 439 p. (In Russ.)2. Gavrilova E.N., Gonik A.A., Donskoy I.P., Zhukov G.A., Lazarev M.P., Nefedov S.I., Petrov Ya.P., Savel'ev V.V., Filimonov S.S., Shul'ts G.F., eds. Vodnyy transport lesa [Water Log Movement]. Moscow, Goslesbumizdat Publ., 1963. 561 p. (In Russ.) 3. Kamusin A.A., Dmitriev Yu.Ya., Minaev A.N., Ovchinnikov M.M., Patyakin V.I., Pimenov A.N., Polishchuk V.P. Vodnyy transport lesa [Water Log Movement]. Moscow, MSFU Publ., 2000. 432 p. (In Russ.) 4. Kostyukov A.A. Soprotivlenie vody dvizheniyu sudov [Water Resistance]. Leningrad, Sudostroenie Publ., 1966. 448 p. (In Russ.) 5. Mitrofanov A.A. Lesosplav. Novye tekhnologii, nauchnoe i tekhnicheskoe obespechenie [Timber Floating. New Technologies, Scientific and Technical Support]. Arkhangelsk, ASTU Publ., 2007. 492 p. (In Russ.) 6. Pavlenko G.E. Soprotivlenie vody dvizheniyu sudov [Water Resistance]. Moscow, Vodtransizdat Publ., 1953. 507 p. (In Russ.) 7. Mitrofanov A.A. Ploskaya splotochnaya edinitsa [Flat Raft]. Patent RF, no. 2166467, 2001. 8. Mitrofanov A.A., Vorob'ev V.V., Likhachev S.E., Sokolov M.O. Ploskaya splotochnaya edinitsa [Flat Raft]. Patent RF, no. 2187442, 2002. 9. Vasil'ev V.V. Splotochnaya edinitsa [Float Unit]. Patent RF, no. 2456200, 2012. Available at: http://www.freepatent.ru/patents/2456200 (accessed 28.08.2017). 10. Patyakin V.I., Dmitriev Yu.Ya., Zaytsev A.A. Vodnyy transport lesa [Water Log Movement]. Moscow, Lesnaya promyshlennost' Publ., 1985. 336 p. (In Russ.) 11. Perfil'ev P.N. Matematicheskie metody planirovaniya eksperimentov splava sovremennykh lesotransportnykh edinits [Mathematical Planning Methods of Raft Experiments of Modern Timber-Hauling Units]. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika [Actual Directions of Scientific Research of the 21st Century: Theory and Practice], 2015, no. 2, part 2(13-2)], pp. 280–284. (In Russ.) 12. Perfil'ev P.N. Otsenka ekonomicheskoy effektivnosti innovatsionnoy deyatel'nosti promyshlennykh predpriyatiy [Estimation of Economic Efficiency of the Innovative Activity of Industrial Enterprises]. Sb. nauch. st. mezhdunar. molodezh. nauch.- prakt. konf. «Real'nost' – summa informatsionnykh tekhnologiy», Kursk, 08–10 sent. 2016 g. [Proc. Intern. Youth Sci. Practical Conf. “Reality is the Sum of Information Technologies”, Kursk, 08‒10 September 2016]. Kursk, SWSU Publ., 2016, pp. 183–185. (In Russ.) 13. Perfil'ev P.N., Rybak G.V. Investitsionnaya deyatel'nost' predpriyatiya OAO «Arkhangel'skiy tsellyulozno-bumazhnyy kombinat» [Investment Activity of the Enterprise OAO “Arkhangelsk Pulp and Paper Mill”]. Novainfo, 2016, vol. 1, no. 55, pp. 279‒281. 14. Perfil'ev P.N., Shtaborov D.A. Optimizatsiya tekhnologiy lesosplava po malym rekam [Optimization of Technologies of Timber Floating on Small Rivers]. Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika [Actual Directions of Scientific Research of the 21st Century: Theory and Practice], 2014, no. 3, part 4(8-4), pp. 235–239. 15. Podgotovka k lesosplavu i transport lesa v plotakh [Preparation for Rafting and Transport of Timber Float]. Moscow, Lesnaya promyshlennost' Publ., 1980. 118 p. (In Russ.) 16. Podgotovka k lesosplavu i transport lesa v plotakh i sudakh [Preparation for Rafting and Transport of Timber Float and on the Sea]. Moscow, Lesnaya promyshlennost' Publ., 1984. 102 p. (In Russ.) 17. Posypanov S.V. Issledovanie geometricheskikh kharakteristik plavayushchey dvukhyarusnoy paketnoy splotochnoy edinitsy [Investgation of the Geometric Characteristics of a Floating Bilevel Packaged Rafting Unit]. Izvestia Sankt-Peterburgskoj lesotehniceskoj akademii (Izvestia SPbLTA) [News of the Saint Petersburg State Forest Technical Academy], 2016, no. 215, pp. 176–191. 18. Rapinchuk S.F. Issledovanie nekotorykh voprosov soprotivleniya vody dvizheniyu plotov: avtoref. dis. ... kand. tekhn. nauk [Investigation of Some Issues of Water Resistance to the Rafts Movement: Cand. Eng. Sci. Diss. Abs.]. Minsk, 1973. 31 p. 19. Surov G.Ya., Shtaborov D.A., Perfil'ev P.N. Vodnyy transport lesa: rechnye ploty [Water Log Movement: River Rafts]. Arkhangelsk, SAFU Publ., 2015. (In Russ.) 20. Frolov V.V. Soprotivlenie dvizheniyu breven pod vodoy [Resistance to the Movement of Logs under Water]. Voprosy lesozagotovok i transporta lesa [Issues of Logging and Log Movement]. Minsk, Vysheyshaya shkola Publ., 1967, pp. 132–140. (In Russ.) 21. Khudonogov V.N. Gidrodinamicheskoe vzaimodeystvie plotov i vneshney sredy [Hydrodynamic Interaction of Rafts and the Environment]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ., 1966. 225 p. (In Russ.) 22. Chekalkin K.A. Issledovaniya gidrodinamicheskikh kharakteristik brevennykh puchkov pri postupatel'nom dvizhenii: tr. AG U. Vyp. XIX, «Lesoekspluatatsiya» [Investigations of the Hydrodynamic Characteristics of Log Beams when Translational Motion: Proc. ASTU. Iss. 19, “Forest Exploitation”]. Arkhangelsk, 1967, pp. 86–96. (In Russ.) 23. Derbin V., Derbin M. Monitoring of Forest Certification on the Example of the Enterprises LLC Solombalales Managing Company. 16th Intern. Multidisciplinary Sci. GeoConf. (SGEM 2016). Albena, Bulgaria, 30 June – 6 July 2016. Albena, Bulgaria, 2016, book 3, vol. 2, part A, pp. 571‒580. Available at: https://sgemworld.at/sgemlib/ spip.php?article8271 (accessed 28.08.2017). Doi: 10.5593/sgem2016/b32/s14.046 24. Derbin V., Derbin M. On the Feasibility of Voluntary Forest Certification. 16th Intern. Multidisciplinary Sci. GeoConf. (SGEM 2016). Albena, Bulgaria, 30 June – 6 July 2016. Albena, Bulgaria, 2016, book 3, vol. 2, рart A, pp. 589‒594. Available at: https://sgemworld.at/sgemlib/spip.php?article8273 (accessed 28.08.2017). Doi: 10.5593/ sgem2016/b32/s14.046
Received on September 27, 2017
For citation: Perfil'ev P.N. Study of Optimal Bundling Methods of Round Timber. Lesnoy zhurnal [Forestry journal], 2018, no. 2, pp. 77–87. DOI: 10.17238/issn0536-1036.2018.2.77 |
Электронная подача статей
Журнал награжден «Знаком признания активного поставщика данных 2024 года» ИНДЕКСИРУЕТСЯ В:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|