Почтовый адрес: САФУ, Редакция «Лесной журнал», наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002

Местонахождение: Редакция «Лесной журнал», наб. Северной Двины, 17, ауд. 1425, г. Архангельск

Тел/факс: (818-2) 21-61-18
Сайт: http://lesnoizhurnal.ru/
e-mail: forest@narfu.ru


архив

Оперативное логистическое управление транспортным процессом лесозаготовительного предприятия

Версия для печати

А.П. Соколов

Рубрика: Лесоэксплуатация

Скачать статью (pdf, 0.7MB )

УДК

634.0.3

DOI:

10.17238/issn0536-1036.2015.4.87

Аннотация

Большое значение в оперативном управлении транспортным процессом лесозаготовительного предприятия отводится определению оптимальных маршрутов перевозки. Наиболее сложной для решения задач маршрутизации является схема «многие ко многим», которая на сегодняшний день чаще всего используется при организации транспортного процесса лесозаготовительного предприятия. В статье приводится обзор подходов, методов и инструментов, предназначенных для решения задачи синтеза транспортных планов (маршрутов доставки) на перевозке продукции лесозаготовительного предприятия. Перспективным направлением решения этой задачи следует признать гибридный подход, основанный на использовании комбинации методов линейного программирования и поиска с запретами. Этот подход позволяет в полном объеме решать задачу оперативного планирования транспортного процесса лесозаготовительного предприятия с учетом всех основных особенностей такого процесса. К отличительным характеристикам этого подхода следует в первую очередь отнести его сложность, которая, несомненно, вызвана сложностью самой задачи. Качество получаемого окончательного решения здесь сильно зависит от возможностей взаимной увязки результатов решения отдельных оптимизационных задач, решаемых на отдельных этапах этой методики. Главным недостатком подхода следует считать то, что цели двух основных решаемых задач оптимизации отличаются.

Сведения об авторах

  • © А.П. Соколов, канд. техн. наук, доц.

    Петрозаводский государственный университет,
    просп. Ленина, д. 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185910;
    e-mail: 
    a_sokolov@psu.karelia.ru

Ключевые слова

лесозаготовительное производство, логистика, автомобильный транспорт, маршрутизация транспортных средств, математическое программирование

Литература

  1. Валуев А.М. Задача вычисления субоптимальных путей на сети и возможности ее применения для управления перевозками // Горный информационно-аналит. бюл. 2010. Т. 5, № 12. С. 44–51.
  2. Воронов Р.В., Косицын Д.П., Шабаев А.И., Воронова А.М., Щеголева Л.В. Математическая модель задачи планирования многопередельного производства в лесопромышленном комплексе // Ученые записки ПетрГУ. Сер. Ест. и тех. науки. 2013. № 4 (133). С. 101–104.
  3. Герасимов Ю.Ю., Сюнёв В.С., Соколов А.П. Алгоритмы определения оптимальных маршрутов на графах для решения задач управления системами транспортировки древесины для лесопромышленного комплекса и биоэнергетики // Тр. лесоинж. фак. ПетрГУ. 2010. Вып. 8. С. 30–33.
  4. Дли М.И., Карпова Т.П. Критерии оптимизации путей доставки продукции при использовании нечетких моделей муравьиных колоний // Вестн. РАЕН. 2012.  1. С. 55–56.
  5. Домке Э.Р., Жесткова С.А., Акимова В.Ю. Особенности решения задачи маршрутизации транспорта методом ветвей и границ // Вестн. МАДИ. 2012. № 2. С. 76–79.
  6. Карпов А.С. Организация автомобильных перевозок: лекции. Воронеж: ВГЛТД, 2002. 72 с.
  7. Лукинский В.С., Бережной В.И., Бережная Е.В., Цвиринько И.А. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели. М: Финансы и статистика, 2002. — 278 с.
  8. Лукинский В.С., Бережной В.И., Бережная Е.В., Зайцев Е.И., Цвиринько И.А. Логистика автомобильного транспорта: учеб. пособие по спец. Экономика и управление на предприятии транспорта. М.: Финансы и статистика, 2004. 367 с.
  9. Миротин Л.Б. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах : учеб. пособие по спец. Организация перевозок и управление на транспорте / Под ред. Л.Б. Миротина. М.: Юристъ, 2002. 414 с.
  10.  Нахаев З.Н., Сушков А.С. Выбор кратчайших сетевых расстояний перевозок лесоматериалов по лесовозным автодорогам // Вестн. МГУЛ — Лесн. вестн. 2008. № 4. С. 69–70.
  11. Пасевич В. Анализ процессов мультимодальных грузовых перевозок на базе логико-логистической матрицы и задачи формирования АСУ мультимодальными транспортными системами // Журн. Ун-та водных коммуникаций. 2011. № 2. С. 108–112.
  12. Пушкарева Г.В. Применение гибридного генетического алгоритма для оптимизации маршрутов // Автометрия. 2006. Т. 42, № 2. С. 68–79.
  13. Раков В.С. Поиск на графах, кратчайшие пути // Отраслевые аспекты техн. наук. 2011. № 7. С. 12–14.
  14. Санакулова Л.А, Загороднев Д.И., Салахеева А.И. Исследование методов решения транспортных задач при управлении материальными потоками предприятия // Социально-экон. и техн. системы. 2009. № 4. С. 31–58.
  15. Соколов А.П., Герасимов Ю.Ю. Геоинформационная система для решения оптимизационной задачи транспортной логистики круглых лесоматериалов // Лесн. журн. 2009. № 3. С. 78–85. (Изв. высш. учеб. заведений).
  16. Суриков В.Т. Экономико-математическая модель оптимальных схем лесотранспорта // Лесн. журн. 1988. № 3. С. 27–31. (Изв. высш. учеб. заведений).
  17. Сушков С.И. К вопросу совершенствования структуры региональной транспортной системы лесного комплекса // Моделирование систем и процессов. 2010.  3–4. С. 38–42.
  18. Сушков С.И. Совершенствование многоуровневой системы транспортных связей лесных предприятий // Моделирование систем и процессов. 2012. № 2. С. 75–78.
  19. Титов Г.Б. Железнодорожные перевозки леса // Российское предпринимательство. 2010. № 2. С. 139–145.
  20. Шегельман И.Р., Скрыпник В.И., Кузнецов А.В., Пладов А.В. Экспериментально-расчетные исследования движения лесовозных автопоездов // Лесн. журн. 2008. № 4. С. 39–44. (Изв. высш. учеб. заведений).
  21. Якимович С.Б., Тетерина М.А. Рейсовая нагрузка лесозаготовительных машин // Вестн. МГУЛ — Лесн. вестн. 2006. № 6. С. 92–97.
  22. Archetti C, Speranza M, Hertz A. A tabu search algorithm for the split delivery vehicle routing problem // Transportation Science. 2006. N 40(1). P. 64–73.
  23. Cordeau J-F, Gendreau M, Laporte G, Potvin J-Y, Semet F. A guide to vehicle routing heuristics // Journal of the Operational Research Society. 2002. N 53. 
  24. P. 512–522. 24. Cordeau J-F, Laporte G, Mercier A. A unified tabu search heuristic for vehicle routing problems with time windows // Journal of the Operational Research Society. 2001. N 52. P. 928–936.
  25. Flisberg F., Liden B., and Rönnqvist M. A hybrid method based on linear programming and tabu search for routing of logging trucks // Canadian Journal of Forest Research. 2009. N 36. P. 1122–1144.
  26. Gronalt M, Hirsch P. A tabu search based solution method to optimize round timber transport // Proceedings of the sixth Metaheuristic International Conference, Vienna, Austria, August 22–26, 2005.
  27. Kanthavel K., Prasad P.S.S., Vignesh K.P. Optimization of vehicle routing problem with simultaneous delivery and pickup using nested particle swarm optimization // European Journal of Scientific Research. 2012. N 73 (3). P. 331–337.
  28. Karttunen K., Väätäinen K., Asikainen A., Ranta T. The operational efficiency of waterway transport of forest chips on Finland’s lake Saimaa // Silva Fennica. 2012. N 46 (3). P. 395–413.
  29. Кukin М.В. Genetic operators of an evolutionary model for the steiner flow problem // Journal of Computer and Systems Sciences International. 2010. Т. 49, N 2. P. 227–233.
  30. Nurminen T., Heinonen J. Characteristics and time consumption of timber trucking in Finland // Silva Fennica. 2007. N 41(3). P. 471–487.


UDC 634.0.3

Operational Logistics Management of Transport Processes in Wood

Harvesting Companies

A.P. Sokolov, Candidate of Engineering, Associate Professor

Petrozavodsk State University, Lenina, 33, Petrozavodsk, 185910, Russia;

e-mail: a_sokolov@psu.karelia.ru

Task of optimal vehicle routing definition is important for operational logistics management of wood harvesting companies. The most difficult to solve is the scheme “Many-to-many” but that it is now widely used at wood harvesting companies. The article provides an overview of approaches, methods and tools for solving the problem of synthesis of transport plans (delivery route). A hybrid approach based on a combination of linear programming and prohibition search method is the perspective assignment to solve this problem. This approach allows to solve the problem of transport operational planning, taking into account all the main features of this process. To the main features of this approach should be primarily belong its complexity, which is caused by the complexity of the problem itself. The quality of the final decision depends heavily on the possibilities for harmonizing the results of solving individual optimization problems. The main disadvantage of the approach is that the two main objectives of optimization tasks are different.

Keywords: wood harvesting, logistics, motor transport, vehicle routing, mathematical programming

REFERENCES

1. Valuev A.M. Zadacha vychisleniya suboptimal'nykh putey na seti i vozmozhnosti ee primeneniya dlya upravleniya perevozkami [The Problem of Calculating Suboptimal Paths in the Network and the Possibility of Its Application to Transportation Management]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten', 2010, vol. 5, no. 12, pp. 44–51.

2. Voronov R.V., Kositsyn D.P., Shabaev A.I., Voronova A.M., Shchegoleva L.V. Matematicheskaya model' zadachi planirovaniya mnogoperedel'nogo proizvodstva v lesopromyshlennom komplekse [A Mathematical Model of Scheduling Problem of Multi-Stage Production in the Forest Complex]. Uchenye zapiski petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk State University]. 2013, no. 4 (133), pp. 101–104

3. Gerasimov Yu. Yu., Syunev V. S., Sokolov A. P. Algoritmy opredeleniya optimal'nykh marshrutov na grafakh dlya resheniya zadach upravleniya sistemami transportirovki drevesiny dlya lesopromyshlennogo kompleksa i bioenergetiki [Algorithms to Determine Optimal Routes on Graphs to Solve Tasks of Forest Transport Management for Wood Harvesting and Bioenergetics]. Trudy lesoinzhenernogo fakul'teta PetrGU [Proceedings of the Faculty of Forest Engineering PetrSU]. 2010, vol. 8, pp. 30–33.

4. Dli M.I., Karpova T.P. Kriterii optimizatsii putey dostavki produktsii pri ispol'zovanii nechetkikh modeley murav'inykh koloniy [Optimization Criteria for Ways to Deliver Products Using Uneven Ant Colonies Models]. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk, 2012, no. 1, pp. 55–56.

5. Domke E.R., Zhestkova S.A., Akimova V.Yu. Osobennosti resheniya zadachi marshrutizatsii transporta metodom vetvey i granits [Features of Solving the Problem of Transport Routing with the Branch and Bound Method]. Vestnik Moskovskogo avtomobil'no-dorozhnogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2012, no. 2, pp. 76–79.

6. Karpov A.S. Organizatsiya avtomobil'nykh perevozok [Organization of Motor Transportation]. Voronezh, 2002. 72 p.

7. Lukinskiy V.S., Berezhnoy V.I., Berezhnaya E.V., Tsvirin'ko I.A. Logistika avtomobil'nogo transporta: kontseptsiya, metody, modeli [Motor Transport Logistics: Conception, Methods, Models]. Moscow, 2002. 278 p.

8. Lukinskiy V.S., Berezhnoy V.I., Berezhnaya E.V., Zaytsev E.I., Tsvirin'ko I.A. Logistika avtomobil'nogo transporta [Motor Transport Logistics]. Moscow, 2004. 367 p.

9. Mirotin L.B. Logistika: upravlenie v gruzovykh transportno-logisticheskikh sistemakh [Logistics: Management in Freight Logistic Systems]. Moscow, 2002. 414 p.

10. Nakhaev Z.N., Sushkov A.S. Vybor kratchayshikh setevykh rasstoyaniy perevozok lesomaterialov po lesovoznym avtodorogam [Choosing the Shortest Networked Distances of Wood Transport on Forest Roads]. Lesnoy vestnik, 2008, no. 4, pp. 69–70.

11. Pasevich V. Analiz protsessov mul'timodal'nykh gruzovykh perevozok na baze logiko-logisticheskoy matritsy i zadachi formirovaniya asu mul'timodal'nymi transportnymi sistemami [Analysis of Multimodal Freight Transport on the Basis of Logic and Logistics Matrix and CMS of Multimodal Transport Systems]. Zhurnal universiteta vodnykh kommunikatsiy, 2011, no. 2, pp. 108–112.

12. Pushkareva G.V. Primenenie gibridnogo geneticheskogo algoritma dlya optimizatsii marshrutov [Application of Hybrid Genetic Algorithm for Route Optimization]. Avtometriya, 2006, vol. 42, no. 2, pp. 68–79.

13. Rakov V.S. Poisk na grafakh, kratchayshie puti [Search on Graphs, Shortest Paths]. Otraslevye aspekty tekhnicheskikh nauk, 2011, no. 7, pp. 12–14.

14. Sanakulova L.A, Zagorodnev D.I., Salakheeva A.I. Issledovanie metodov resheniya transportnykh zadach pri upravlenii material'nymi potokami predpriyatiya [Investigation of Methods for Solving of Transport Problems in Material Flows Management]. Sotsial'no-ekonomicheskie i tekhnicheskie sistemy, 2009, no. 4.

15. Sokolov A.P., Gerasimov Yu.Yu. Geoinformatsionnaya sistema dlya resheniya optimizatsionnoy zadachi transportnoy logistiki kruglykh lesomaterialov [Geoinformation System for Solving Optimization Problem of Transport Logistics for Round Timber]. Lesnoy zhurnal, 2009, no. 3, pp. 78–85.

16. Surikov V.T. Ekonomiko-matematicheskaya model' optimal'nykh skhem lesotransporta [Economic and Mathematical Model of Optimal Forest Transport Schemes]. Lesnoy zhurnal, 1988, no. 3, pp. 27–31.

17. Sushkov S.I. K voprosu sovershenstvovaniya struktury regional'noy transportnoy sistemy lesnogo kompleksa [On the Issue of Improving the Structure of the Regional Transport System of Forest Complex]. Modelirovanie sistem i protsessov, 2010, no. 3-4,
pp. 38–42.

18. Sushkov S.I. Sovershenstvovanie mnogourovnevoy sistemy transportnykh svyazey lesnykh predpriyatiy [Improving of Multilevel System of Transport Links of Forest Enterprises]. Modelirovanie sistem i protsessov, 2012, no. 2, pp. 75–78.

19. Titov G.B. Zheleznodorozhnye perevozki lesa [Rail Wood Transport]. Rossiyskoe predprinimatel'stvo, 2010, no. 2, pp. 139–145.

20. Shegel'man I.R., Skrypnik V.I., Kuznetsov A.V., Pladov A.V. Eksperimental'no-raschetnye issledovaniya dvizheniya lesovoznykh avtopoezdov [Experimental-calculating Study of Logging Trailers Movement]. Lesnoy zhurnal, 2008, no. 4, p. 6.

21. Yakimovich S.B., Teterina M.A. Reysovaya nagruzka lesozagotovitel'nykh mashin [Loading of Wood Harvesting Machines]. Lesnoy vestnik, 2006, no. 6, pp. 92–97.

22. Archetti C, Speranza M, Hertz A. A tabu search algorithm for the split delivery vehicle routing problem. Transportation Science, 2006, no. 40(1), pp. 64–73.

23. Cordeau J-F, Gendreau M, Laporte G, Potvin J-Y, Semet F. A guide to vehicle routing heuristics. Journal of the Operational Research Society, 2002, no. 53, pp. 512–522.

24. Cordeau J-F, Laporte G, Mercier A. A unified tabu search heuristic for vehicle routing problems with time windows. Journal of the Operational Research Society, 2001, no. 52, pp. 928–936.

25. Flisberg, F., Liden, B., and Rönnqvist, M. A Hybrid Method Based on Linear Programming and Tabu Search for Routing of Logging Trucks. Canadian Journal of Forest Research, 2009, no. 36, pp. 1122–1144.

26. Gronalt M, Hirsch P. A tabu search based solution method to optimize round timber transport. Proceedings of the sixth Metaheuristic International Conference, Vienna, Austria, August 22-26, 2005.

27. Kanthavel, K., Prasad, P.S.S., Vignesh, K.P. Optimization of vehicle routing problem with simultaneous delivery and pickup using nested particle swarm optimization. European Journal of Scientific Research, 2012, no. 73 (3), pp. 331–337.

28. Karttunen, K., Väätäinen, K., Asikainen, A., Ranta, T. The operational efficiency of waterway transport of forest chips on Finland's lake Saimaa. Silva Fennica, 2012, no. 46 (3), pp. 395–413.

29. Кukin М.В. Genetic operators of an evolutionary model for the steiner flow problem. Journal of Computer and Systems Sciences International, 2010, vol. 49, no. 2, pp. 227–233.

30. Nurminen, T., Heinonen, J. Characteristics and time consumption of timber trucking in Finland. Silva Fennica, 2007, no. 41(3), pp. 471–487.

Received on June 30, 2014